Пассажирские
вагоны разделяют на вагоны для перевозки пассажиров и вагоны
вспомогательные
На внешней стороне вагона расположены следующие
знаки:
1. Знак РЖД
2.Код дороги(Код Свердловской ЖД 076-079, Горьковской 024-025,
Октябрьской 001-004 и т. д)
3. Заводской номер. Первая цифра вагона обозначает его тип:
а) 0 - вагон СВ
б) 1 - купейный вагон
в) 2 - плацкартный вагон
г) 3 - сидячий вагон (или как в народе говорят "самолетка")
д) 4 - почтовый вагон
е) 5 - багажный вагон
ж) 6 - вагон-ресторан
з) 7 - служебно - технический
и) 8 - специальные для министерств и
ведомств
к) 9 - вагон-генератор (вагон
вырабатывающий электроэнергию для всего
состава)
Также на вагоне присутствует количество мест в вагоне и
тара вагона. Тара вагона - это масса вагона в порожнем состояние(то есть
без людей и оборудования)
На
торцевые части вагона наносят данные о приписке вагона(ДОП-5) и
некоторых видов его ремонта. Виды
ремонта. ТО-1- Техническое
обслуживание 1-й категории. Проводится перед каждым отправлением в рейс и
ежедневно в пути следования: Осмотр, мелкий безотцепочный ремопт. Его
проводят осмотрщики, ПЭМ, ЛНП, проводники. ТО-2 -
Техническое обслуживание 2-й категории. Проводится перед началом летних и
зимних перевозок. ТО-3 - Техническое обслуживание 3-й
категории(Единая техническая ревизия основных узлов вагона). Проводится
через 150 тыс. км. пробега, но не позднее 6 месяцев эксплуатации, с
отцепкой вагона и постановкой трафарета на торце вагона.(ТО-3
ДОП-5 27.12.04)
Текущий ремонт(ТР) - Производится для
поддержки вагона в технически исправном состоянии. Производится по мере
надобности с отцепкой вагона.
Деповской ремонт(ДР) -
Производится для поддержки вагона в технически исправном состоянии в
период между капитальными. Производится в вагонном депо через 300 тыс.
км. пробега, но не позднее 2-х лет эксплуатации с постановкой
трафарета на торце вагона("по пробегу ЛВЧД-3 14.04.04")
Капитальный
ремонт(КР) - Производится на вагоноремонтных заводах с постановкой
трафарета на торце вагона. КР-1 - Капитальный ремонт 1-го
объема - через 5 лет эксплуатации.
КР-2 - Капитальный ремонт 2-го объема - через 20 лет эксплуатации. КВР- Капитальный восстановительный ремонт - не ранее, чем через
20 лет эксплуатации.
Общее устройство
пассажирского вагона.
Все пассажирские вагоны состоят из
кузова, ходовых частей,
ударно-тяговых приборов и тормозной системы. Кузов. Все
вагоны строят цельнометаллическими длиной 23,6 м. и шириной 3,1
м. Состоит: Рама с полом, две боковые и торцевые стены,
крыша. Стены и крыша имеюр внешнюю(металлическую) и
внутреннюю(синтетическую) обшивку для тепло- и шумоизоляции. Рама.
Является основанием и воспринимает тяговые и ударные усилия. К раме
крепится подвагонное оборудование и ударно-тяговые приборы.
Окна и двери.
Окна в вагоне имеют двойное застекление(в некоторых
новых вагонах - тройное). Окна бывают:
а) открывающиеся
б) глухие
в) аварийные
Открывающиеся окна бывают отпускными:
или откидными:
Закрытие окон фиксируется ручкой-защелкой.
Глухие окна никогда не открывается. У них отсутствует
ручка-защелка.
Аварийные окна находятся в большинстве
вагонов в 3-м и в 6-м купе(в некоторых конструкциях
вагонов во 2-м и 7-м купе). Служат для эвакуации
пассажиров в случае необходимости. !!! Для того чтобы
открыть аварийное окно нужно повернуть красную ручку справа вниз на 180
градусов, при этом стеклопакет упадет в подоконное пространство. Ручка
аварийного окна должна быть опломбирована(за этим нужно следить). На
всех пломбах в вагоне должна быть отражена приписка вагона(Например
вагон приписан ДОП-5, соответственно на пломбе дожно быть отражено "5").
Двери. Двери бывают наружные входные(в
тамбурах вагона) и внутренние(все остальные).
НАРУЖНЫЕ.
Наружные двери во избежание выхода за габарит открываются тоько во
внутрь. Двери снабжены трехгранным замком(трехгранка), специальным
замком(специалка) и на секретную задвижку(секретку), окрывающейся только
изнутри тамбура.
Ключи проводника
При движении поезда все двери нерабочего тамбура должны
быть закрыты на все замки, кроме переходных из вагона в вагон, кроме
хвостового вагона, в котором все двери должны быть закрыты на все замки.
В рабочем тамбуре при движении двери должны быть закрыты на секретку и
трехгранный ключ. На станции двери должны открываться только после
полной остановки поезда со стороны платформы, если платфотрма с двух
сторон, то двери открываются со стороны вокзала.
ВНУТРЕННИЕ
двери находятся между помещениями вагона. Двери в служебное
купе, купе отдыха проводника, а также в купе пассажиров являются
задвижными, все остальные двери поворотные.
Для входа в вагон с
низкой платформы у каждой боковой двери тамбура имеются подножки с
откидной площадкой.
Внутреннее
оборудование и планировка вагонов.
Внутреннее оборудование предназначено для удобного размещения
пассажиров, проводников и их вещей, а также для удовлетворения
санитарно-гигиенических потребностей пассажиров и проводников.
Пассажирские вагоны дальнего и местного следования имеют(на примере
плацкартного (рис. 4)
- два тамбура(5)
- два коридора(косой 7 и малый 8)
- два туалета(1)
- пассажирское помещение(4)
- котельное отделение(6)
- служебное отделение(2)
- купе для отдыха проводников(3)
В тамбуре
с рабочей стороны установлены два ящика для угля(карманы), а также
находится дверь в котельное отделение. С нерабочей стороны
один ящик для сбора мусора другой для инвентаря.
Косой
коридор(слева кипятильник)
В косом коридоре
находится шкаф для кипятильника и ящик для топлива. В малом коридоре
ящик для мусора.
В туалетах установлен унитаз,
умывальная чаша, ящик для бумаги, зеркало, крючок.
Служебное отделение(справа электрощит)
Служебное
отделение оборудовано раковиной для мойки посуды, откидным
столиком, диваном, шкафчиком - аптечкой, шкафом для посуды, крючками и
вешалками для одежды, также установлен агрегат для охлаждения воды,
пульт управления электрического оборудования вагона(электрощит), пульт
УПС(пожарная сигнализация). В купе отдыха проводников
имеется откидной диван с рундуком, верхняя откидная полка(в некоторых
конструкциях вагонов вместо верхней полки распологаются шкафы), багажная
полка, шкаф, столик, ниша над потолком коридора, крючки для одежды,
газетные сетки, и брюкодержатели.
Планировка
пассажирского отделения плацкартного вагона.
Пассажирское отделение плацкартного вагона постройки
"Тверского вагоностроительного завода" разделено на 9 отделений
открытого типа. в вагоне расположено 54 спальных места и 81 место
для сидения, если вагон используется как общий. Пассажирское
отделение рассчитано на 6 спальных мест. Имеет два поперечных дивана, с
откидными сидениями под которыми расположены ящики для багажа(рундуки),
продольный диван, состоящий из двух боковых сидений и средней откидной
части(стола). Над спальными полками расположены полки для багажа (третьи
полки).
Внастоящее время на ЖД используются вагоны постройки ГДР(до
90-х годов) и современные постройки ТВЗ. Пассажирское помещение такого
вагона состоит из одного 2-х местного и 9-ти 4-х местных купе. В поездах
дальнего следования 2-х местное купе используется, как купе для отдыха
проводников. В вагоне 36 спальных мест.
В вагонах
СВ планировка такая же как в купе, только в СВ нет верхних полок.
Планировка
открытого вагона с креслами.
D
помещении такого вагона нет разделения на купе. В в большенстве таких
вагонов располагается 62 кресла со спинками.